суббота, 1 марта 2014 г.

Кид-коучинг.

перейти на сайт
Нередки ситуации в кид-коучинге, когда родители говорят: «У нас такие трудные дети! Они такие нехорошие!» И при этом они забывают главное: дети – это слепок с них самих. И они сопротивляются родителям только потому, что есть давление с их стороны. Если вы измените свое отношение к детям, то дети тут же изменятся. Они очень пластичны, они меняются моментально. Надо научить, как изменить свое отношение к детям. Найти правильное. 
С коучем это происходит довольно быстро. Отношение к детям меняется, и дети начинают развиваться совсем по-другому.


Разберем частный случай из кид-коучинга.


Коучам нередко задают вопрос: «Вы говорите, что не надо требовать от детей, чтобы они шли в школу. Но ведь туда надо идти! Как быть?»

Дело в том, что понятие ответственности в коучинге целиком и полностью сопряжено с понятием осознанности будущего. Когда человек начинает видеть отдаленные следствия своих поступков, то мера ответственности в нем возрастает. Обычно люди совершают глупые поступки потому, что не задумываются о последствиях. Так вот, с детьми очень полезно и важно говорить на тему будущего.

Например: «Если ты не будешь ходить в школу, что будет?» Вы задайте вопрос, но не говорите, что будет. Вы тогда не будете подавлять развитие ребенка своими директивами и оценками вроде: «Ты будешь балбесом или дворником». Вы ребенка просто спрашиваете: «Что будет?» Ребенок ответит что-то в таком роде:

– Ну, я буду отдыхать.

– Год ты отдохнешь, второй… А дальше что?

– Когда все закончат одиннадцатый класс, я буду отдыхающим, ничего не знающим.

– Хорошо. Чем ты будешь отличаться от своих одноклассников, которые будут учиться, а ты не будешь? В лучшую или в худшую сторону?

– В лучшую!

– Ой ли? Давай подумаем: они учились, они развивались. Ты не учишься, не развиваешься.

– Значит, я буду недоразвитым.

– Конечно.

Таким образом, можно вопросами и некоторыми подсказками подталкивать ребенка к пониманию последствий своих поступков. Так в нем родится ответственность, он осознает эту ответственность сам. Ответственный ребенок, конечно же, будет и в школу ходить, и оценки нормальные приносить и, что самое главное, развиваться.

В коучинге есть такое понятие как Гроу метод (GROW-Метод). Это основной метод для построения и достижения каких-то целей. Расскажем кратко об этом методе.

Последовательность такова:
необходимо вначале подумать о том, как будет выглядеть цель, когда ты ее достигнешь; после этого надо вернуться, чтобы посмотреть, как есть на самом деле (сейчас);
затем, увидев разницу, попытайтесь набросать список вариантов, как вы можете достичь этой цели. Только после этого выбор будет правильный.

Пожалуйста, не надо начинать с того, что «все плохо, но мы можем изменить ситуацию». Сразу – стоп! Как только вы смотрите на существующую ситуацию и пытаетесь ее изменить, вы ее точно не измените. Почему? Потому что, развиваясь, мы заимствуем элементы. И, глядя на существующую, в данном случае плохую ситуацию, пытаясь ее изменить, мы будем заимствовать элементы из нее. Потому коучинг говорит: «В вас есть уже классный механизм для того, чтобы изменить все быстро: посмотрите в будущее, когда ситуация изменится и станет вам приятной; тогда вы начнете заимствовать элементы из будущего – из того, каким оно станет».

Более того, есть еще одна важная вещь, которую, к сожалению, коучи часто упускают: чем более ярко человек прочувствовал это будущее (когда проблема будет решена), тем сильнее в нем разгорится симпатия к этому будущему. Нужно ждать до тех пор, пока у человека не возникнет непреодолимого желания уже жить в таком будущем. Он должен настолько прочувствовать будущее (каким оно станет, когда проблема будет решена), что его симпатия сама поможет ему найти правильные пути решения. И тогда, когда он проживет это будущее, когда оно ему очень понравится и станет желанным, он вообще перенесется в это будущее и быстро его достигнет.

Например, ваш ребенок – двоечник. Что тут можно сделать?

Предложите ребенку:

– Давай посмотрим, что в будущем, где ты являешься отличником, тебе будет очень нравиться?
И ребенок может сказать:

– Ну, у меня не будет уходить много время на то, чтобы делать уроки. Я же их хорошо понимаю. Значит, много времени будет оставаться на любимые дела.

– Хорошо. Что еще?

– Родители не будут давать подзатыльники.

– Хорошо. Что еще?

– Будут говорить спасибо. В нос целовать.

– Ок. Что еще?

– В институт легко поступлю. После этого, наверное, найду хорошую работу, а не стану дворником.

– Что еще?

– Будет выше заработок, социальный статус.

Обычно такие коуч-сессии предлагаются старшеклассникам, и они начинают понимать, что такое будущее им нравится.

А потом говорим:

– Давай вернемся обратно в твое настоящее. Ты сейчас посмотрел на себя будущего. Как ты себе?

– Лучше, конечно, чем сейчас.

– Давай вернемся еще раз: вот ты отличник.

– Ух ты, мне нравится!

– Давай еще раз.

– Я двоечник (уныло).

– Пойдем еще раз.


Можно обсудить два-три варианта, почему ребенку нравится быть отличником, в то время как он двоечник. Чем более угнетенное состояние в положении двоечника у него будет и чем более яркие симпатии он будет испытывать к тому состоянию, когда он отличник, тем сильнее будет в нем мотивация. Если человек хочет, то он сделает. Наша мотивация основана на симпатиях и антипатиях, и коуч должен сделать так, чтобы человеку понравилось то будущее, которое он хочет достичь. Нужно не просто о нем поговорить, а сделать так, чтобы лучшее будущее ребенку очень нравилось, а то настоящее, которое сейчас, не нравилось. Тогда создается вектор развития сознания (как в аккумуляторе – от минуса к плюсу), и начинает течь ток стремления к переменам. И если человек стремится к переменам, то он камня на камне не оставит от прошлой жизни. Он ее сам разрушит, потому что в нем появился вектор, сила менять себя, а значит – и свое будущее.

Таким образом, коуч – это тот, кто сообщает человеку силу к переменам. Вопросами. Он делает это вопросами. Он не говорит человеку: «Там ты балбес, а там – классный». Человек сам это рассказывает, потому что вы задаете вопросы, а он отвечает. В итоге мы снова приходим к тому, что коучинг – это система развития.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...