суббота, 11 июля 2015 г.

"Звезды и немного нервно". Литературные пристрастия

Какая милая виньетка
Но присмотрись построже — нет-ка
Ли
В ней подвоха? 

Дмитрий Александрович Пригов

Сборник виньеток известного филолога Александра Жолковского «Звезды и немного нервно» не мог не тронуть меня своим поэтичным названием, ассоциативно выпрыгнула скрипка, которую обнимал за деревянную шею такой же нескладный, не в голос, не в такт остальным - герой Маяковского, по-детски беззащитный, как и она сама.

Да и сам жанр виньеток – изящный завиток мемуарной прозы, "кокетливый", как говорит автор, привлекает не меньше, чем название. Полторы сотни невыдуманных мини-новелл о встречах с замечательными людьми, деятелями искусства рисуют портрет эпохи, где среди "звезд" на небосклоне сияет и авторское я.

Читая виньетки получаешь удовольствие. Да и вполне достаточно "ста фраз", чтобы ощутить "слово авторское"
"Сто пропповских сказок, сто синонимичных предложений, сто новелл Боккаччо были начертаны на наших структуралистских знаменах".
Получился очень яркий и живой текст, в чем-то нахальный.
"Я сам люблю блеснуть, и мне льстит знакомство с блестящими современниками. Корнями этот сорт тщеславия уходит в романтический культ гения, хотя давно уже осознано, что самое интересное в выдающемся человеке это его профессиональные достижения, а не малодушно погруженное в заботы суетного света человеческое «я». Часто слишком человеческое. Как говорила мне одна приятельница, которая, будучи женой известного художника, непрерывно общалась со знаменитостями, их лучше читать и видеть на сцене, чем принимать у себя дома.
Мое тщеславие носит строго гамбургский характер. Надо, чтобы знаменитость меня действительно восхищала; автографы Евтушенко, Ильи Глазунова и Аллы Борисовны мне ни к чему. Как, впрочем, и автографы -- уже в другом значении -- Мандельштама, Пушкина или Моцарта, потому что речь не идет о безличном коллекционерстве. Волнует акт индивидуализированного внимания почитаемой знаменитости к тому факту, что вот живет в таком-то городе Бобчинский Петр Иванович…
Однажды на даче у знакомых, причастных к артистической среде и отчасти знаменитых, я оказался в обществе режиссера, спектакли которого мне нравились. Он держался любезно, но отстраненно. Разговор все же зашел о режиссуре, и я попытался произвести на него впечатление чем-то вычитанным у Эйзенштейна. Он реагировал вяло. Признавая свое поражение, я вспомнил рассказ Аверченко, в котором случайный попутчик пристает к писателю с расспросами о литературных знаменитостях, тот этим тяготится, а узнав, что собеседник – тяжелоатлет, переносит разговор на его территорию и начинает расспрашивать о подвигах Ивана Поддубного. Режиссер посмеялся, и к проблемам эстетики мы больше не возвращались".
" ... виньетка – это художественное изделие, требующее обработки и отбора, а вовсе не любой занятный эпизод из жизни. Виньетка не просто байка, виньетка – это литературный факт, по Тынянову" /А. Жолковский/

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...