Мое методическое портфолио

Методический семинар

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»         

Я - учитель

 

Новое время. Новые требования. Новые высоты. Учитель всегда в ногу и чуть-чуть впереди. Что такое учительство? Прежде всего — ответственность.   Свод, который держит на своих плечах вовсе не атлант, а чаще всего хрупкая женщина, учительница. И как же тогда важен «взлет оперившегося птенца», выкормленного по-пеликаньи. Учитель всегда отдает. Частицу своего мира. Частицу своего «верую», частицу своего «люблю», частицу своего «могу». И ничего не требует взамен, разве только самую малость. Доброе слово из будущего. Наши победы, наш успех – это вклад родительской любви, помноженный на учительскую.

Поэтому с таким теплом я вспоминаю свою первую учительницу, Салабаеву Надежду Федоровну, классного руководителя, Кузнецову Татьяну Викторовну, и мою учительницу русского языка и литературы, Ванькову Раису Александровну, определивших и мой путь. Путь педагога.

И вот уже 18 лет я работаю в школе с детьми. За эти годы было все: поиски, раздумья, открытия и разочарования, маленькие успехи и большие победы и, думаю, еще будут. Я учусь всегда.

Профессионализм, креативность, открытость для всего нового — критерии успешности в любой деятельности. Но учительство – это и высокая требовательность к себе. Тот внутренний стержень, который даёт возможность расти и достигать определенных высот.

Что такое учительство? Учительство – это поддержка.

Меняется система образования. Меняется и учитель. Это уже не авторитарный голос сверху, а тот кто поддерживает, направляет, идет рядом с ребенком, помогает ему распознать свой потенциал, поверить в свои силы, быть успешным в учебной деятельности, а значит, состояться и реализовать себя и во взрослой жизни.

Наверное, лучшей технологии, ориентированной на личность, чем технология коучинга не найдешь.  Я не могу сказать, что у меня все получается, но мне очень близок вектор направленности этой технологии, коучинг не опирается на ошибки, он фокусируется на успешном будущем. Это значимая установка.  Какие возможности она дает и ученику, и учителю в построении собственного маршрута как учебного, так и жизненного! А не на это ли ориентирует ФГОС?

Учительство – это постоянное самосовершенствование. Шаги к мастерству

С недавних пор веду свой учительский блог, мой помощник в методической работе, как это важно для учителя - разложить все по «полочкам» - организовать рабочее пространство, чтобы высвободить время для творчества, самореализации. Блог – открытая площадка для сотрудничества как с педагогами, так и с родительским коллективом. Это поддержка, это возможность получать отклик сразу: в комментариях, в сообщениях, это налаживание профессиональных связей через другие блоги - сетевое сотрудничество. И этот ценный опыт ты можешь получать совершенно бесплатно, только благодаря своему интересу и потребностям. Еще одно мое детище, безусловно, любимое - это блог класса ВМЕСТЕ.  Классное руководство – это маленький подвиг, меня поймут классные руководители. Успешность воспитательного процесса складывается из успешности взаимодействий между классным руководителем, детьми и родителями.

Учительство -  это мастерство, которое оттачивается ежедневными усилиями, поисками, зачастую путем проб и ошибок , но тем значимей достигнутый опыт, а  радость настоящая.

И когда слышишь на переменке  ни с чем несравнимое детское, непосредственное: «Мне понравилось сегодня на уроке, а давайте всегда так!» - я понимаю, что урок удался, что успех даже одного ученика – это и моя большая победа  как учителя.

Учительство – это любовь. Каждодневная, ежечасная. Словом ли, действием ли, примером. Любовь  делает нашу профессию уникальной. Человечной.

Японская мудрость гласит «Бог дал человеку два колена, чтобы одно преклонить перед врачом, а другое - перед учителем».  А я благодарна судьбе, что у меня есть возможность преклонить оба.

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Но, если кто-то когда-то вспомнит обо мне с благодарностью, как о своей учительнице, оставившей частичку своей души в чьем-то сердце, значит, верная была выбрана дорога.



КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Коучинговый подход на уроках русского языка с целью формирования регулятивных УУД

Коучинг – это раскрытие потенциала

человека с целью максимального повышения его эффективности. Коучинг не учит, а помогает учиться.

Тимоти Голви

1. Актуальность

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь: определить дальнюю и ближнюю перспективу, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.Поэтому без системы мотивации к познанию и волевой саморегуляции обучение не будет результативным. Это и обусловило актуальность выбранной мной темы «Коучинговый подход на уроках русского языка с целью формирования регулятивных УУД».

Представленный педагогический опыт призван показать целесообразность и эффективность применения нестандартных коуч - техник на уроках русского  языка с целью формирования регулятивных УУДв воспитании успешного ученика. Изучив передовой педагогический опыт в данной области, я пришла к выводу, что в методике преподавания русского языка технология коучингового подхода находится в процессе становления. Поэтому считаю, что дальнейшее его развитие и совершенствование даст возможность повысить мотивацию, а следовательно, и качество обучения русскому языку и сформировать на высоком уровнерегулятивные УУД.Этим и определяется новизна педагогического опыта.

2. Условия возникновения проблемы, становление опыта

ФГОС определяет в качестве приоритетных личностные и метапредметныеуниверсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

ФГОС - это новые цели, новое содержание, новые технологии и новые критерии профессионализма педагога.

У учителя, реализующего основную образовательную программу, стандарт предполагает наличие умения «обеспечивать условия для успешной деятельности, позитивной мотивации, а также самомотивирования обучающихся», но, зачастую, учитель–предметник обладает недостаточной компетентностью в выборе мотивирующей технологии.

От выпускника требуются «умения самостоятельно определять цель деятельности и составлять план деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях, владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения», но обучающийся остается пассивным участником образовательного процесса, не достигает успешности.

Таким образом, назревшие противоречия обусловили естественную потребность в изменениях собственной профессиональной парадигмы. Поиск образовательных технологий, форм работы и методических приемов, которые бы обеспечивали мотивацию и формировали метапредметные (регулятивные) УУД на уроках русского языка, привел меня к технологии коучингового подхода. Она основана на принципах партнерства, вдохновляет на раскрытие познавательной активности, творческих способностей, нестандартного мышления, ответственности за достигнутые результаты. Все это способствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.

3. Цель и задачи педагогической деятельности

Цель моей педагогической деятельности – внедрение и использование технологии коучингового подхода для эффективного формирования регулятивных УУД на уроках русского языка

Для решения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Изучить передовой педагогический опыт по использованию технологии коучингового подхода на уроках

2. Адаптировать коучинговый подход к условиям своей практической деятельности.

3. Разработать технологическую карту урока с использованием коучингового подхода

4. Оценить результаты собственного педагогического опыта

4. Технология реализации ведущей педагогической идеи

По замыслу авторов стандарта выпускник должен овладеть такими видами регулятивных УУД как целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка,саморегуляция.

Для эффективного решения проблемы, связанной с такой формой организации урока, которая бы обеспечивала  формирование у учащихся регулятивных УУД на уроках  русского языка, я обратилась к популярному и новому на сегодняшний день направлению в сфере образования – технологии коучинга.

Фундаментом для применения коуч-подхода в школе стали принципы коучингового подхода, сформулированные Милтоном Эриксоном.

Особенностью коучингового подхода является диалогический характер общения учителя с учащимисяв формате четырех этапов проектирования и 4 вопросов планирования и реализации урока.

1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).

2. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.

3. Этап реализации плана (приверженность цели).

4.Этап завершения (рефлексия).

Какие же инструменты учителю дает технология коучинга для формирования регулятивных учебных действий  на уроке русского языка?

Инструменты коуч-техник достаточно многообразны.

Я использую на своих уроках открытые вопросы, коуч-технику «Звезда», «Колесо развития», шкалирование, «Линия времени», считаю, что данные техники, позволяют выстроить урок так, чтобы он был нацелен на формирование метапредметных УУД.

Для формирования регулятивных УУД как нельзя лучше подходит коуч-техника «Звезда». Данную технику можно использовать как на отдельном этапе урока, так и на ее основе построить весь урок.

Коуч-техника позволяет поэтапно выстроить «дорожную карту» учащегося, который  определяет для себя  план своего урока, где прописывает цели, результат, оценивает ресурсы, возможности, технологии и приходит к ценностям, т.е. по сути выходит на личностное открытие. При этом от учителя-коуча требуется только умение задавать открытые вопросы и обеспечить оптимальную  психологическую среду, при необходимость оказать педагогическую поддержку.

Преимущества данной техники очевидны:

      у учащихся  свой «Маршрутный лист» прохождения программного материала;

      выход на регулятивные УУД;

      опыт использования лингвистических терминов, понятий, определений, их грамотного устного и письменного изложения;

      возможность в перспективе использования ребенком данного алгоритма для решения жизненных задач, воплощения планов и достижения заветных целей.

При помощи таких техник коучингового подхода, как «Колесо развития» и «Шаги успеха», учащиеся сначала определяют степень познания предложенного материала, а потом разрабатывают для себя маршрут продвижения в цели, осознанно анализируя свои действия.   

Чтобы четко спланировать свою работу, я пользуюсь  «Шкалой удовлетворенности» продвижением к цели от 1 до 10, которая позволяет выявить пробелы  и сформированность универсальных учебных действий (УУД) по определенной теме.

Такой инструмент коучинга, как «Линия времени», оказался очень продуктивным для учащихся в достижении желаемого ими результата обучения. В зависимости от способностей и возможностей каждый учащийся выстраивает индивидуальную траекторию, планируя свой процесс обучения. Эта техника помогает расставить приоритеты и распределить время работы над блоком тем.

Что касается форм организации учебной деятельности, то мною применяются:

- групповое обучение с использованием дифференцированного или фронтального подходов;

- индивидуальные сессии при работе со слабоуспевающими детьми или одаренными учащимися

Понятно, что метапредметные УУД посредством коуч-техник реализуются не только в урочной форме организации учебной деятельности, но и находят свое воплощение и в воспитательной работе с учащимися и их родителями. При этом большое значение придаю интерактивности процесса. Свой учительский блог позиционирую как методическую площадку для самообразования и саморазвития, а блог класса как интерактивную для работы с учащимися и их родителями.

5. Результативность и перспективность представленного педагогического опыта.

На сегодняшний день можно  констатировать промежуточные результаты работы над обозначенной методической проблемой. К наиболее значимым из них относятся:

1.      Повышение уровня обученности моих учащихся

2.      Наблюдается положительная динамика  сформированности регулятивных УУД

3.      Учащиеся имеют навыки  самостоятельной  познавательной  активности;

4.      Учащиеся демонстрируют  способность    самостоятельно принимать  решения

 Работа по внедрению коучингового подхода в преподавание русского языка как условие   формирования  метапредметных результатов учащихся, безусловно, будет продолжена. Дальнейшие перспективы по данному направлению следующие:

ü  разработать систему уроков русского языка с использованием коучингового подхода на уроках русского языка;

ü  подготовка учащихся к участию  в  различных конкурсах интеллектуальной, творческой направленности.

Заключение 

Коучинговый подход позволяет создать такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика, способностей, необходимых для нестандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; обеспечить ограждение от негативного влияния на ребенка с разнообразными задатками «обычных» реакций детей; постоянное стимулирование позитивного проявления способностей.

6. Список использованных источников

1. Зырянова, Н.М. Коучинг в обучении подростков. //Вестник практической психологии образования. – 2004. – № 1. – С. 46–49.

2. Парслоу, Э. Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. – СПб.: Питер, 2003. – 204 с.

3. Аткинсон М. Жизнь в потоке. Коучинг. – Пер. с англ.-М.: Альпина Паблишер, 2013. – 330с.


Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...